Московская Соборная Мечеть
В здании:
Проводятся:
За все годы существования мечети — ее двери ни разу не закрывались. Даже в самые трудные годы в истории мечети не было ни одной пятницы, прошедшей без богослужения. Соборная мечеть сыграла важную роль в истории мусульман не только Москвы, но и Советского Союза и России.
Возникновение Соборной мечети было связано с ростом численности татарского населения города. К началу XX века татары жили не только в Замоскворечье, но и на улицах Сретенке, Мясницкой, Трубной и т.д.
Начиная с 1894 года, мусульманская община неоднократно обращалась к московским властям с просьбой разрешить построить в городе вторую мечеть. Но неизменно получала отказ.
В 1902 году московский мещанин С. Бакиров и касимовский купец Х. Акбулатов подали заверенное Оренбургским магометанским духовным собранием прошение о передаче принадлежащих им земель на участке Мещанской части по Выползовому переулку "для постройки на этом участке второй магометанской мечети".
В декабре 1903 года московские власти во главе с генерал-губернатором Москвы великим князем Сергеем Александровичем проект одобрили. Финансирование строительства мечети полностью взял на себя купец Салех Юсупович Ерзин (после революции он потерял все, что нажил, но эмигрировать не захотел, поэтому работал сторожем в Театре им. Вахтангова на Арбате). В журнале "Зодчий" (№32 за 1904 г.) в разделе "информация" появилась справка: "Магометанская община в Москве приступила к сооружению второй мечети, приобретя за 35000 руб. участок земли. Проект выполнил архитектор Николай Алексеевич Жуков в Византийском стиле с хорами на 2000 молящихся". Сроки, за которые была воздвигнута мечеть, поразили всех — огромное здание Соборной мечети построили за пять месяцев. И 27 ноября 1904 года первый имам новой мечети Бадриддин хазрат Алимов обратился к властям с просьбой разрешить начать в мечети богослужение.
В годы репрессий — закрывались мечети, имамы подвергались гонениям, уничтожалась религиозная литература. Несколько имамов Соборной мечети тоже были репрессированы. Но это была одна из немногих мечетей страны, избежавших закрытия в годы Советской власти. Чем это можно объяснить? Несмотря на жесткую позицию по отношению к религии, коммунистическая партия и Советское государство учитывали, что мусульмане, глубоко преданные своей религии, составляют значительную часть населения страны. В первые годы революции игнорирование данного факта привело к резкому противостоянию мусульман Советской власти. Ставя на первое место политические интересы, власти пошли на значительные уступки мусульманам. Выражалось это не только в сохранении определенного количества мечетей (около 100 до 50-х гг. и около 300 по всей стране к концу 80-х гг.), в том числе и Московской Соборной. Например, если собственность других религиозных организаций была национализирована сразу после октябрьской революции, то принадлежавшие мусульманским организациям пахотные земли, торговые заведения, дороги и т.д. были ликвидированы только через десять лет. Позже особенности политики по отношению к исламу ярко проявились в существовании так называемых "незарегистрированных мусульманских объединений" — фактически мусульманских общин, формально не признанных органами власти. К тому же, Советская власть придавала большое значение сотрудничеству с мусульманскими государствами — мечеть посещали президент Египта Гамаль Абдель Насер, президент Индонезии Сукарно, лидер ливийской революции Муаммар Каддафи и др. Благодаря этим визитам прихожане мечети узнавали о жизни единоверцев в других странах и республиках, а для гостей само существование мусульманского храма в Москве служило свидетельством того, что, несмотря на репрессии и атеизм, ислам продолжает жить в душах людей.
Состав прихожан мечети в годы войны изменился — больше стало женщин, детей и стариков, а со временем появились инвалиды, вернувшиеся с фронтов. Несмотря на трудности, мусульмане находили возможность помогать другим. В общине проводился сбор одежды и продуктов для фронта, поддерживались семьи, кормильцы которых воевали или погибли.
Мусульмане Москвы особенно гордились своим заметным вкладом в строительство танковой колонны. За это мусульманам столицы была адресована правительственная телеграмма: "Благодарю за заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин".
Одними из самых уважаемых служителей мечети являются имамы. Именно они разъясняют прихожанам суть учения ислама, рассказывают об обрядах и предписаниях, объясняют важность миссии — быть мусульманином.
Имамами были все пророки, несшие людям откровения, полученные от Аллаха. Соборная мечеть гордится своими имамами. Это Бадриддин Алимов, Сафа хазрат, Абдулвадуд Фаттахиддин (репрессирован), Абдулла Су-леймани (репрессирован), Муса хазрат, Халил Рахман, Камаретдин Салихов, Исмаил Муштарий, Ахмедзян Мустафин, Ризаэтдин Басыров. Имамы Анас хазрат Садретдинов, Раис хазрат Билялов, Ваис хазрат Бедретдинов и Мустафа Кютюкчю.
Московская Соборная мечеть на протяжении всей своей истории является не просто местом для совершения молитв, но и местом, связывающим мусульман почти на всей территории России. Российские мусульмане чувствовали и чувствуют понимание и поддержку мечети постоянно. Люди со своими проблемами и нуждами приезжали за помощью в Московскую Соборную мечеть из разных уголков страны. Они знали, что здесь их выслушают, помогут при решении религиозных и жизненных вопросов, а имамы, имеющие хорошую богословскую подготовку, дадут добрые советы.
С 1991 года религиозные общины страны были признаны официально. По всей России стали восстанавливаться старые и строиться новые мечети. Для нормальной работы общин возникла необходимость создать организацию, которая бы решала их насущные проблемы, обеспечивала образованными имамами. Требовалось наладить международные связи, организовывать хадж, поддерживать на постоянной основе диалог с последователями других религий. Для решения всех этих задач было создано Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона России, позже преобразованное в Духовное управление мусульман Европейской части России с центром в Московской Соборной мечети, которому в этом году исполняется 10 лет. ДУМЕР, следуя одному из главных коранических принципов ("Держитесь за вервь Аллаха все и не разделяйтесь"), объединяет мусульманские общины и организации девятнадцати областей и двух республик, представляющих 22 субъекта России.
В 1996 году был создан Совет муфтиев России, как орган управления мусульманских духовных управлений. Совет муфтиев располагается также в стенах Московской Соборной мечети.
Двери Соборной мечети всегда открыты для людей с добрым сердцем и чистыми помыслами.
Если вы хотите быть в курсе происходящего здесь, подпишитесь на комментарии. Все новые комментарии с этой страницы будут отправляться на вашу электронную почту.
- Кафе "Ашхана" - 10 метров (Москва)
- «Баракат» - магазин мусульманских товаров и сувениров - 20 метров (Москва)
- бутик "Конфаэль" - 350 метров (Москва)
- Магазин "Исламский Мир". - 1.2 км (Москва)
- Мир исламских подарков - 2.7 км (Москва)
- Компания Тальбия Тур - 3.9 км (Москва)
- Историческая мечеть - 4.5 км (Москва)
- Мечеть - 4.5 км (Москва)
- Магазин "Salsabil" на Таганке - 4.7 км (Москва)
- Мир исламских подарков - 7 км (Москва)
- Показать еще (26)
- Историческая мечеть (Москва)
- Мемориальная мечеть на Поклонной горе (Москва)
- Местная мусльманская религиозная организация "Иман" (Балашиха)
- Местная религиозная организация (Москва)
- Местная религиозная организация общества мусульман «Рахман» (Подольск)
- Мечеть (Москва)
- Мечеть (Ногинск)
- Мечеть (Москва)
- Мечеть ММРО (Востряково)
- Мечеть Ярдам (Москва)
- Всего в регионе: 43 (смотреть все)